• Школьные кабинеты: кабинет Биологической обратной связи

    Сегодня в России решение проблем в социальной сфере является приоритетным. Общество и государство всё больше внимания обращает на проблемы образования и здравоохранения. Реализация современных здоровьесозидающих образовательных технологий предполагает качественную и объективную оценку эффективности проделанной работе.

    В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология , получившая название "Бос-Здоровье". Данная технология использует принцип биологической обратной связи. БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить его организм совершенной работе.

    Биологическая Обратная Связь (БОС) - это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, можно научиться произвольно изменять эти в обычных условиях неощутимые параметры.

    Метод биологической обратной связи (БОС)- активно развивается в современной медицине и получил широкое распространение во многих её областях. Метод БОС имеет хорошее аппаратурное оснащение, которое прошло всё необходимые процедуры патентования и регистрации в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

    Первое и самое важное, чему должен обучиться с помощью технологии БОС ученик, учитель и любой другой человек-это сформировать и поддерживать у себя навык диафрагмально- релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной ДАС.

    Диафрагмальное дыхание "без усилий" , или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для  организма человека , а величина ДАС отражает успешность взаимосвязанной работы основных физиологических систем - дыхательной и сердечно-сосудистой. Под величиной ДАС понимают разницу между величинами пульса на вдохе и на выдохе , возникающую как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС) Это означает: на вдохе величина пульса увеличивается, на выдохе - уменьшается.  Чем больше величина ДАС, тем лучше гомеостаз человека, лучше функционируют физиологические системы.

    Дыхательная гимнастика и её отдельные упражнения являются универсальным средством физической культуры, которое включается во все программы оздоровления и реабилитации.

    Для здорового ребёнка характерен диафрагмально - релаксационный тип дыхания . Формирование и поддержание такого типа дыхания является базисом и необходимым условием успешной реализации любой программы оздоровления и реабилитации.

    Главный вопрос любой программы оздоровления и реабилитации -вопрос дозы упражнений. Сколько дыхательных упражнений , и каких, нужно выполнить конкретному ребёнку , чтобы достичь программируемого эффекта? Какие показатели должны быть выбраны для проведения оперативного и интегрированного  контроля эффективности процедур и курсов оздоровительной дыхательной гимнастики? В наилучшей степени принцип индивидуальности дозирования и обеспечения мониторного контроля эффективности, как отдельных занятий , так и курса оздоровительной дыхательной гимнастики  отвечает представленная в настоящих методических рекомендациях методика формирования и тренировки диафрагмально- релаксационного дыхания с использованием метода биологической обратной связи (БОС) , которая была разработана А.А.Сметанкинным.

    Данная методика  в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратурное обеспечение и нашла широкое применение в медицине и коррекционной педагогике.

    Методика выработки и тренировки диафрагмально -релаксационного дыхания является составной частью многих лечебных, профилактических, реабилитационных и оздоровительных программ, реализуемых широким кругом специалистов , работающих в дошкольно-школьных учреждениях(врачи, медсёстры, специалисты лечебной -физкультуры, специалисты по физическому воспитанию, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты , допущенные по своему образовательному статусу к проведению оздоровительных программ для детей).

    В серии многочисленных научных исследований было доказано, что формирование и тренировка диафрагмально-релаксационного  типа дыхания является необходимым условиям  и базисом, на котором строятся программы  реабилитационной и оздоровительной направленности.

    Необходимо отметить, что аппаратура БОС имеет многоцелевое назначение. Она не только обеспечивает проведение дыхательных тренингов, но и может быть использована для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции , а так же для формирования банка данных  при осуществлении мониторинга. Это особенно актуально в связи с тем, что оздоровление детей, посещающих школьно-дошкольные  учреждения , в последнее время стало одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.

    Важно отметить, что внедрение таких уроков в образовательный процесс позволяет решать целый ряд задач: повысить уровень культуры здоровья учащихся и педагогов, сохранить и укрепить своё здоровье, снизить заболеваемость наиболее распространёнными заболеваниями, в том числе обусловленными образовательным процессом.

    Выработка  диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных  упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации, с использованием в качестве объективизации метода ДАС-БОС тренинга до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца, характерных для здоровых  детей  с учётом возраста.

    Формы проведения занятий в соответствии с принятой классификацией ЛФК  могут быть индивидуальными , мало групповыми и групповыми.

    Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС  в школьно-дошкольных учреждениях показано для решения следующих задач:

    • оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребёнка;
    • повышение  неспецифичной  резистентности организма ребёнка;
    • повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
    • обучение произвольной регуляции организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

    Назад (Кабинет БОС)